кодекс профессиональной этики педагогического работника

Кодекс

профессиональной этики педагогических работников

  1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников МКОУ СОШ №6, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс), разработан на основании:

- положений Конституции Российской Федерации,

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

1.2. Кодекс представляет собой свод общих норм, принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться педагогические работники МКОУ СОШ №6, осуществляющие образовательную

деятельность (далее — педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности в целях повышения эффективности выполнения ими своих должностных обязанностей .

1.3. Педагогическому работнику, состоящему в трудовых отношениях с МКОУ СОШ №6, осуществляющему образовательную деятельность, и выполняющему обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в

своей деятельности.

1.4.Кодекс  выступает как институт общественного сознания и нравственности педагогических работников, их самоконтроля.

1.5.Кодекс определяет основные нормы в отношениях между педагогическими работниками, администрацией, обучающимися и их родителями, с обществом и государством.

1.6.Педагогический работник МКОУ СОШ №6, поступающий на должность, обязан ознакомиться с положениями Кодекса под роспись и соблюдать их в процессе своей профессиональной деятельности. Знание и соблюдение педагогическими работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

1.7.Каждый педагог должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый участник образовательного процесса вправе ожидать от педагога поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

Целями Кодекса являются:

- установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

- содействие укреплению авторитета педагогических работников и организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

1.8. Предмет регулирования.

     Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагогических

работников, которых он придерживается в образовательной организации в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных и внешкольных мероприятий.

     Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагогический работник сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

  1. Основные принципы этики и правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей

2.1. Нормы этики для педагогического состава работников МКОУ СОШ №6 устанавливаются на основании норм культуры, традиций Российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.

2.2. Профессиональная деятельность педагогов характеризуется особой ответственностью перед обучающимися, их родителями (законными представителями) и иными работниками руководимой им муниципальной образовательной организации (учреждения).

2.3. Педагог при осуществлении своей деятельности руководствуется следующими принципами:

а) гуманность;

б)толерантность;

в)профессионализм;

г)законность;

д)справедливость;

е)ответственность;

ж)демократичность;

з)порядочность;

и)взаимное уважение.

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д)применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е)учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.4.При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

  1. Морально-этические требования к личности педагога

3.1.Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

3.2.Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

3.3.При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;

д) педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;

е) внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

д) бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы образовательной организации;

е) не использовать для личных нужд имущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время;

ж) не перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных;

з) быть беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным к обучающимся, их родителям, педагогам;

и) педагог несет ответственность за качество и результаты своей работы –эффективное освоение обучающимися образовательной программы;

к) важные для МКОУ СОШ №6 решения выносить на обсуждение и принимать на основе принципов открытости и общего участия (Общее собрание трудового коллектива);

л) педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег, вышестоящего руководства;

м) любая критика решений, взглядов, поступков, профессиональной деятельности, высказанная в адрес коллег, руководителя или вышестоящего руководства не должна унижать подвергаемое критике лицо. Критика должна быть объективной, обоснованной и конструктивной.

  1. Взаимоотношения педагогов с обучающимися

Педагог:

а) обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся;

б) является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся;

в) выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении;

г)справедливо и объективно оценивает деятельность обучающихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения;

д) делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений обучающихся;

е) не унижает честь и достоинство обучающихся ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям;

ж) в тайне хранит информацию, доверенную ему обучающимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

з) не злоупотребляет своим должностным положением, используя своих обучающихся для оказания каких-либо услуг или одолжений в личных целях. Он не может требовать от обучающихся вознаграждения за свою работу.

  1. Взаимоотношения с педагогическими работниками

      Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на:

а)принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся и воспитанников или других лиц.

б)педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

в)правом и обязанностью педагогического работника является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика должна быть обоснованной и тактичной.

г) в образовательной организации не должно быть места клевете и оскорблениям.

д)педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга.

6.Взаимоотношения с администрацией

6.1.Образовательная организация базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательной организации.

6.2.Администрация МКОУ СОШ №6

а)не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогических работников за их убеждения. Отношения администрации с каждым из педагогических работников основываются на принципе равноправия;

б) терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений;

в) не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей;

г) оценки и решения руководителя должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогического работника.

6.3.Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

     Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то  созывается «экстренный педсовет», на котором разбирается данная ситуация выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя, сотрудника от занимаемой должности.

     За руководителем образовательной организации остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта.

6.4.Педагоги образовательной организации уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.

6.5.В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель образовательной организации должен принять решение  по отношению к нарушителям.

6.6.Педагогический коллектив направляет свои усилия для создания положительного имиджа образовательной организации.

  1. Взаимоотношения педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся

Педагог должен:

а) уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными представителями) обучающихся;

б) консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования обучающихся;

в) не разглашать высказанное ребенком мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) о своем ребенке;

г) не допускать неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся.

  1. Академическая свобода и свобода слова

8.1. Педагогический работник имеет право пользоваться различными источниками информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. При отборе и передаче информации обучающимся педагогический работник соблюдает принципы законности и объективности.

Тенденциозное искажение информации или изменение авторства недопустимо.

8.3. Педагогический работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной деятельности и методы обучения.

8.4. Педагогический работник не имеет право обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

  1. Взаимоотношения педагога с общество6м и государством.

Педагог:

а) понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль;

б) стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества;

в) имеет право на неприкосновенность личной жизни.

  1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

10.1.Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседание Педагогического Совета МКОУ СОШ №6.

10.2.Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.