Публичный отчёт директора

 
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» является учебным заведением, в котором учащиеся могут получить начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, дающую право на выдачу выпускникам документов об образовании государственного образца.
В течение последних лет одной из задач для достижения стратегической цели работы школы стало создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого школьника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
В этих новых условиях, в условиях модернизации школы, в прошедшем 2015-2016 учебном году нами были определены следующие приоритетные направления работы школы:
  1. Реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов на основной ступени образования.

  2. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования и введения ФГОС второго поколения. Повышение качества и доступности образования на всех уровнях обучения.

  3. Создание условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов.

  4. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников на основе использования инновационных образовательных технологий и обновления содержания образования.

  5. В работе МО акцентировать внимание на развитии умений планирования урока на деятельностной основе, навыков анализа и самоконтроля, развитии мотивации школьников к учебным предметам.

  6. Осуществлять работу по поддержке мотивированных детей через вовлечение их во все виды урочной и внеурочной деятельности.

  7. Создание для обучающихся образовательной среды, в которой они могли бы самореализоваться.

Для осуществления поставленных задач были определены следующие направления:
- раскрытие творческого потенциала учителя и обучающихся и обеспечение их здоровьесбережения;
- повышение профессионального уровня педагога через инновационную деятельность;
- индивидуализация работы с учителями, учащимися, родителями;
- создание в педагогическом коллективе условий, способствующих повышению педагогического мастерства учителя.
Чтобы реализовать эти направления, в истекшем году коллектив школы работал над темой: «Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций обучающихся».
Работа педагогического коллектива школы в 2015/2016 учебном году была направлена на реализацию цели:Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации, и укрепления здоровья школьников.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям. Вопросам всеобуча школа уделяет серьезное внимание. Ведется учет движения детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, мониторинг дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников 9-х, 11-х классов.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, расписанием занятий, где нашли отражения шестидневная учебная неделя и 40-минутная продолжительность урока.
Осуществляемые учебные программы полностью соответствуют государственным образовательным стандартам. Учебные программы и учебный план по всем предметам выполнен как в теоретической, так и в практической части, региональный компонент изучался в отведенном объеме 10-15% от общего количества часов по предметам: литература, история, биология, география, физика, химия, ОБЖ. Расписание уроков составлено на основании санитарно-гигиенических норм; календарное тематическое планирование учителей соответствовало всем современным требованиям, просматривалась подготовка к ЕГЭ. Учебно–методической литературой образовательный процесс был обеспечен на 100%. В целом учебный процесс был организован в точном соответствии с Законом об образовании, Уставом и локальными актами школы, нормами САНПиНа.
Основным средством реализации предназначения школы является усвоение учащимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Продуктивность осуществления образовательного процесса во многом зависит от количественного и качественного состава педагогических кадров.
Одним из главных образовательных ресурсов школы является педаго- гический коллектив. Технологический уровень учителей на конец 2015–2016 учебного года выглядит следующим образом:
Всего педагогов –16 чел. Сравнительный анализ численности кадров за последние 3 года свидетельствует о стабильной численности педагогов. Пять педагогов имеют знак «Почётный работник общего образования»: Бей Н.А., Пазенко Н.Г., Дьяченко И.В., Ярошенко Н.В., Смольякова Н.Ф.
Переаттестацию прошли в этом учебном году двое педагогов на соотвествие занимаемой должности: Черненко Н.Т. учитель технологии и ИЗО, Тагиева Н.В. – учитель истории и обществознания.
100% педагогического состава имеют педагогическое образование, педагогический стаж и 88% квалификационные категории, позволяющие выполнять свои обязанности максимально эффективно и качественно, опираясь на теоретическую подготовку и практический опыт, учитывая нормативные требования, традиции и ценности МКОУ СОШ № 6. Коллектив работает практически постоянным составом. Большая половина коллектива учителей (10 человек) работает в школе свыше 25 лет, 3 человека от 20 до 25 лет, только 1 педагог имеет стаж работы от 5 до 10 лет и 1 педагог работает в школе первый год. Однако наблюдается постепенное старение учительских кадров, средний возраст – 46 лет. Существует риск одновременного ухода на заслуженный отдых в связи с достижением пенсионного возраста сразу большого количества учителей. C одной стороны, профессиональная зрелость и опыт обеспечивают стабильность в достижении результатов, системный и целенаправленный характер организации УВП, с другой – вызывают негативные тенденции:
  • недостаточный уровень мотивации;

  • психологической и методической готовности к самоизменению.

В связи с этим возникла потребность в постепенном обновлении педаго-гического коллектива - в появлении молодых специалистов.
Анализ результатов учебной деятельности
В 2015 – 2016 уч.году общее количество учащихся на начало года 163 человека, на конец года составило 165 учащихся; в течение года 6 человек прибыло и 4 человека выбыло. Контингент обучающихся стабилен, движение учащихся происходит по объективным причинам и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы.
Сегодня школа функционирует как образовательное учреждение, в котором сформировано 10 классов:
- на первой ступени обучения – четыре класса, в которых обучается 73 ученика;
  • на второй ступени обучения - пять классов с количеством обучающихся 85 учащихся;

  • на третьей ступени - 1 класс, в котором учится 7 человек.

Средняя наполняемость классов в школе составила 17 человек, что соответствует официально установленному нормативу наполняемости.
В 2015-2016 учебном году начальная школа работала на основе нормативных документов МО СК, в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Уставом школы».
Обучение осуществлялось по программе 1 - 4, по УМК «Школа России» (1,2,3 классы), «Перспективная начальная школа» (4 класс) в режиме одной смены шестидневной учебной недели в 3 классах – комплектах, 1 класс - пятидневная учебная неделя.
На начало учебного года в начальной школе было 72 учащихся, в течение года прибыло 2 ученика, выбыл 1 ученик, закончили 73 обучающихся 1-4 классов. Следует отметить, что этот учебный год по наполняемости начального звена преломил тенденцию к увеличению (численность детей уменьшилась на 9 человек за счёт уменьшения количества учащихся 1-ого класса).
Урок длится 40 минут, график перемен составлен с учетом графика питания, согласно нормам СаНПиНа – по 10 и 20 минут. При составлении расписания учтена недельная нагрузка учащихся, уроки чередовались согласно баллу трудности предмета. Коллектив учителей начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства. В этом учебном году прошли курсы повышения квалификации в ГБУД ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие реализации системно-деятельностного подхода» в объёме 72 часов 3 педагога - Шереметова С.М., Лисицина Е.А., Чурилова О.В., и краткосрочные курсы повышения квалификации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в объёме 14 часов все педагоги начальной школы.
Вся работа учителей начальной школы была нацелена на создание комфортной обстановки для получения знаний и всестороннего развития ребёнка как личности.
Все учащиеся 1 класса по решению педагогического совета переведены в следующий класс. По итогам года аттестовано 71 учащихся 2-4 классов. Отличников нет, успевают на «4» и «5» 20 человек, что составляет 32% от общего числа обучающихся. Условно переведены в следующий класс двое учащихся (Тагирова А., Самойлов М. имеют оценку «2» по математике). Учащиеся начальной школы, переведённые в следующий класс имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков и познавательных интересов. Успеваемость составляет 97%, качество знаний 32%.

Учебный год

Уровень

обученности

Уровень

качества знаний

Кол-во хорошистов

2013 – 2014

100%

36

21

2014 – 2015

100%

30

18

2015 – 2016

97%

32

20

Из представленных выше данных следует, что показатели качества знаний обучающихся за последние три года имеют тенденцию к снижению ( в сравнении с прошлым годом показатель снизился на 2%), количество хорошистов снижается. Показатель уровня обученности снизился на 3% ( за счёт появления условно переведённых с «2»).
Анализ статистических данных мониторинга результативности учебного процесса, сравнительные качественные характеристики успеваемости позволяют подвести итоги 2015-2016 учебного года. Обязательного уровня подготовки достигло 98 % учащихся 2 - 11 классов.
Число учащихся, освоивших учебный материал на повышенном уровне 5 учащихся – Лобанова Катя, Хван Валерия, Онопко Ульяна, Лобанов Павел, Зубарев Алексей (5,4 %), окончивших школу на «4» и «5» - 26 человек (28 %.). Качество составило 33,7%. Двое учащихся оставлены на повторный курс обучения: Фомин В. (6 класс, не успевает по четырём предметам: русский яз., литература, математика, география), Абужаев А. (9 класс, биология). Таким образом качественные характеристики остались на уровне прошлого года. Успеваемость – 98%, снизилась на 2%.
По итогам года всеобуч выполнен не полностью. 16 из 17 учащихся 9 класса допущено к итоговой аттестации. 74 из 75 учащихся 5-8 и 10 классов переведены в следующий класс.
Качество знаний по ступеням обучения:
Начальная школа - 27 % (-1)
Основная школа – 32% (- 3)
Старшая школа – 29% (-4)
По сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось качество знаний на всех ступенях обучения.

Учебный год

По школе

Успеваемость

%

Качество обучения

%

2011-2012

97

36

2012-2013

100

36

2013-2014

99,3

35,7

2014-2015

100

33

2015-2016

99%

32

В целом по школе, основываясь на сравнительном анализе качества ЗУН, по школе за 5 лет, можно сделать вывод, что качество знаний учащихся за последний год снизился на 1%, обученность в 2015-2016 учебном году ниже показателей прошлого учебного года на 1%.
Качество образования является одним из важнейших направлений деятельности школы. Один из основных параметров качества образования – это сформированность знаний, умений и навыков учащихся. Используемая школой модель управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников.
Карты прогнозирования, которые ведут классные руководители, позволяют осуществлять мониторинг успеваемости внутри класса, проводить сравнительный анализ итогов успеваемости для каждого ученика, оценивать степень его продвижения. Постоянное отслеживание результатов позволяет учителям осознавать проблему, искать способы максимального использования возможностей каждого ребенка, проявлять адекватные требования к нему в учебной деятельности и, соответственно, повышать результативность образовательного процесса.
Анализ педагогической деятельности учителей с результатами прогнозирования в 2015/2016 учебном году показывает, что в большинстве своем педагоги закончили учебный год с положительной или стабильной динамикой.
В течение учебного года осуществлялось отслеживание и анализ качества обучения на промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью определения уровня обучения школьников. Анализ итоговых работ позволяет установить динамику сформированности уровня обученности, вскрыть недостатки, установить причины, выработать программу их ликвидации и механизм реализации пробелов в ЗУН обучающихся в 2015-2016 учебном году.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и с целью анализа состояния образовательного процесса администрацией школы были проведены итоговые контрольные работы по основным предметам учебной программы: русскому языку, математике, химии, физике, географии, истории, английскому языку, обществознанию. Формы промежуточной аттестации были выбраны следующие: диктант, тест, контрольная работа. Предложенные контрольные задания основывались на программном материале, по пройденным темам.
Работа с одарёнными учащимися
В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса. Ежегодно в школе проводятся Олимпиады по предметам (математика, русский язык, окружающий мир) среди обучающихся 2-4-х классов, предметные недели, конкурсы, интеллектуальные игры. Учащиеся 1-4 классов в этом учебном году принимали активное участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах.
В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 18.11.2013 №1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (в редакции от 17.03.2015), приказом отдела образования администрации Степновского муниципального района № 233 от 28.08.2015 года и в целях пропаганды научных знаний, выявления и развития у обучающихся МКОУ СОШ №6 творческих способностей, интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, приказом директора школы №16/1 от 15.09.2014 г. «О порядке проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015 учебном году» в школе был проведён первый этап всероссийской олимпиады школьников по 18 предметам, в которой приняли участие обучающиеся 5-11 классов (60 человек). По итогам I тура школьных олимпиад была сформирована команда на районные олимпиады. В них приняло участие согласно заявке 13 учащихся (многие из которых принимали участие в нескольких предметных олимпиадах).
Олимпиады проводились в период с 12 по 28 ноября по следующим предметам: математике, химии, русскому языку, литературе, обществознанию, физкультуре, истории, ОБЖ, физике, английскому языку, географии, биологии, праву, экологии, экономике, МХК, информатике, технологии.

учебный год

1 место

2-3 место

Итого

2011-2012

4

5

9

2012-2013

7

5

12

2013-2014

5

4

9

2014-2015

1

7

8

2015-2016

1

5

6

Данная таблица отражает тенденцию понижения качества участия школьников в районном этапе олимпиады. Школа заняла 7 место, в предыдущем году – 8. Анализируя результативность участия учащихся в районных предметных олимпиадах следует отметить недостаточно хорошие показатели. Это можно объяснить различными причинами: много предметов для одного участника, сложность и некорректность заданий, низкая мотивация и заинтересованность предметом, слабый уровень преподавания и подготовленности учащихся.
Ученики нашей школы приняли участие в муниципальном этапе олимпиады по 19-ти предметам и в 8-ти из них заняли призовые места:

Предмет

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Итого

Русский язык

призёр

1

Литература

призёр

призёр

2

Химия

призёр

1

биология

призёр

1

математика

победитель

1

информатика

физика

Экология

География

Технология

обществознание

английский язык

МХК

право

ОБЖ

Экономика

Итого:

-

2

3

1

6

Таким образом, количество победителей в сравнении с количеством призёров олимпиад по-прежнему слишком мало и результативность участия невысокая. Причиной такого положения является недостаточно эффективная работа педагогического коллектива по выявлению одаренных, имеющих высокую мотивацию к обучению детей, неудовлетворительная подготовка учащихся к участию в олимпиадах. Работа по подготовке к олимпиадам ведётся только накануне олимпиад. Также статистика показывает, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, и чаще всего не одаренные дети, а успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
В этом году получены следующие результаты:
Магомедова Камилла – 3 место русский язык ( кл.рук. Лисицина Е.А.)
Абужаева Тамилла – 3 место математика ( кл.рук. Чурилова О.В.)
Муниципальный этап краевой олимпиады «Затейник» - 15 человек
1 место Татаровский Б. (грамота)
3 место Катрич А. (грамота)
1 место Китидзе К. (грамота)
Краевой конкурс «»Лучший урок письма – 2016» - призёр Абужаева А.
Краевой этап олимпиады «Затейник» - 4 место Татаровский Б. (грамота)
Тагиднева А. - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений, победитель в конкурсе литературно - краеведческих произведений районного этапа 29 краевого слёта участников туристско- краеведческого движения «Отечество», призёр муниципального этапа краевого конкурса «Дети и книги».
Гасанова Камила награждена в номинации «Проникновенное отношение к тексту» Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика».
Лобанов Павел – 1 место в конкурсе исследовательских работ слёта «Отечество».
Иванюк Вероника – 2 место в районном конкурсе проектных работ.
Семёнов Роман – 3 место в творческом конкурсе «Наследники Победы» в номинации «Рисунок».
Дижевский Аким – 1 место в конкурсе фотографии слёта «Отечество».
Фомина Александра – 3 место в беге на дистанцию – 1000 м.
Магомедова Заира – 1 место в беге на 500 м.
Беззубов Кирилл признан лучшим бомбардиром района по мини - футболу.
Муниципальный этап краевой олимпиады «Старт» - 3 человека (участие)
Краевая олимпиада «Интеллект» 12 человек (участие)
Краевой конкурс «Зелёная планета» - 2 человека (участие)
Краевой конкурс «Выборы глазами детей» - 1 человек (участие)
Олимпиада «Плюс - онлайн» - 20 человек (дипломы)
VII Всероссийская олимпиада – участие 30 человек ( участие)
Всероссийская олимпиада «Инфоурок» 7 человек (участие)
Всероссийская олимпиада «Лисёнок» - 6 человек (участие)
Итоговая аттестация учащихся 9 класса.
Одним из ведущих показателей качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. В 2016 году 16 выпускников IX класса нашей школы прошли государственную итоговую аттестацию, завершив освоение общеобразовательных программ основного общего образования.       Открытость проведения экзамена была обеспечена за счет присутствия общественных наблюдателей и осуществления дистанционного контроля. Нарушений процедуры и случаев отключения видеокамер не зафиксировано. 
     Все выпускники 9-х классов подтвердили освоение программ по общеобразовательным предметам. Надо отметить, что по сравнению с прошлым учебным годом улучшился показатель получения аттестатов выпускниками 9-х классов и составил 100 %, что выше ,чем в прошлом году.
В течение всего учебного года в школе шла активная подготовка к проведению (итоговой) аттестации учащихся 9 класса. В данную подготовку были вовлечены 17 учащихся 9 класса, учителя-предметники, классные руководители.
Для организации работы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников администрацией школы в соответствии с планом мероприятий по организации и обеспечению проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса была проведена необходимая консультационно-разъяснительная работа с учащимися, учителями и родителями (проведены инструктажи под личную
подпись каждого инструктируемого: учащихся, родителей).
Большое внимание было уделено проведению информационно-разъяснительной работы о подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации со всеми участниками образовательного процесса: состоялись родительские и ученические собрания, инструктивно-методические совещания при заместителе директора по учебной работе, на которых участники образовательного процесса были ознакомлены с изменениями в «Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования», а также с другими нормативно-правовыми и распорядительными документами, инструктивно-методическими материалами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней, регламентирующими порядок проведения государственной(итоговой) аттестации выпускников 9 класса.
В течение года были организованы и проведены обучающие практические занятия с учащимися 9 класса по заполнению экзаменационных бланков ответов, с применением информационно-коммуникационных технологий.
Своевременно изданы приказы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива школы в период итоговой аттестации.
С целью ознакомления выпускников и их родителей с документами по проведению государственной (итоговой) аттестации прошли классные часы, родительские собрания. Оформлены стенды, розданы памятки.
Завучем школы Дьяченко И.В. проведено выборочное собеседование с классным руководителем учащихся 9 класса и учителями - предметниками по вопросам информирования выпускников об особенностях проведения государственной итоговой аттестации в 2015-2016 учебном году, изменениями в КИМах 2016 года, методическими рекомендациями. Учителями-предметниками велись диагностические карты, по которым отслеживались пробелы в знаниях учащихся. После анализа срезов учителями составлялись тематические тесты для устранения пробелов. Задания, вызвавшие затруднения у учащихся, рассматривались в классе на последующих уроках, на индивидуальных занятиях и давались для отработки на дом. Результаты диагностических работ анализировались на школьных МО, ученических и родительских собраниях.
Было организовано анкетирование учащихся 9 класса по вопросу выбора экзаменов, проверены протоколы ознакомления учеников и родителей с инструкциями по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в 2016 году. На конец 2015-16 учебного года в 9 классе обучалось 17 человек (классный руководитель Пазенко Н.Г.). К итоговой аттестации за курс основной школы были допущены 16 учащихся. Абужаев А. не допущен к итоговой аттестации, имел годовую оценку «2» по биологии. Все 16 выпускников допущенных к ОГЭ (100%) успешно прошли итоговую аттестацию за курс основной школы и получили аттестаты об основном общем образовании.
Учащиеся 9 класса сдавали два обязательных экзамена (алгебра, русский язык в новой форме) и экзамены по выбору: география, биология, химия, физика, информатика, обществознание.

№/п

предмет

по списку

сдавали

экза-мен

количество

кач-во

%

обучен

%

выше

годов

ниже

годов

учитель

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Русский язык

16

16

6

6

4

-

75

100

8 (50%)

-

Бей Н.А.

2

Математика:

Алгебра

геометрия

16

16

2

-

9

13

5

3

-

-

69

81

100

100

6 (38%)

7(44%)

1 (6%)

Перцева С.А.

№/п

предмет

по списку

сдавали

экза-мен

количество

кач-во

%

обучен

%

выше

годов

ниже

годов

учитель

«5»

«4»

«3»

«2»

1

химия

17

2

1

1

-

-

100

100

-

-

Смольякова Н.Ф.

2

физика

17

1

-

1

-

-

100

100

-

-

Дьяченко И.В.

3

информатика

17

2

-

-

1

1

0

50

-

1

Дьяченко И.В.

4

обществозна-ние

17

11

-

6

5

-

54

100

3

1

Пазенко Н.Г.

5

география

17

1

1

-

-

-

100

100

-

-

Смольякова Н.Ф.

6

биология

17

14

-

3

8

3

21

79

-

6

Бабенко Н.Ю.

В целом итоговая аттестация учащихся 9 класса за 2015-2016 учебный год показала, что учащиеся основной школы владеют учебным материалом по предметам по выбору в объеме стандартов школьной программы, умеют применить теоретический материал.
Сформировалась устойчивая система профильного обучения в старшем звене, благодаря работе районного профильного ресурсного центра (далее – Центр) на базе МКОУ СОШ №10 с. Зеленая Роща. Определились направления профильного обучения, наиболее востребованные среди старшеклассников. В Центре получали профильное обучение7 учеников 10 класса нашей школы. К работе Центра были подключены лучшие педагоги школ района. Анализ работы Центра, а также приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края №286 от 21 июля 2014 года «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся для профильного обучения» показал необходимость более «чистого» отбора детей в профильные классы, что позволит повысить внутреннюю мотивацию ребенка к обучению.
Анализ методической работы МКОУ СОШ №6 за 2015-2016 учебный год
«Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС». Над данной темой школа работает первый год. Эта тема согласуется с Программой развития школы.
Целью методической работы является методическое сопровождение системного развития профессиональной компетентности педагогических кадров, обеспечивающей достижение нового качества образования. В соответствии с целью были поставлены задачи:
1)      Реализация образовательной программы школы и Программы развития школы на период 2015-2020 годы;
2)      Координация деятельности  школьных методических объединений по различным инновационным направлениям;
3)      Оказание методической помощи по разработке учебно-программной и учебно-методической документации;
4)      Внедрение эффективных образовательных и воспитательных технологий, направленных на реализацию требований ФГОС второго поколения;
5)      Методическое сопровождение исследовательской, проектной, инновационной деятельности; стимулирование творческой инициативы педагогического коллектива;
6)      Методическое и организационное сопровождение аттестации педагогических кадров;
7) Создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со способностями, интересами и возможностями;
8) Введение ФГОС на второй ступени обучения;
9) Совершенствование методики , повышения эффективности проведения всех видов учебных занятий с учетом особенностей контингента;
10) Формирование у педагогов умение анализировать свою деятельность
Актуальность проблемы, над которой работают педагоги школы, обусловлена тем, что в современных условиях снижается интерес учащихся к учебе, а в условиях модернизации Российского образования, введении ФГОС второго поколения возрастает необходимость создания педагогических условий для развития интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся. Очевидным является и тот факт, что интеллектуальное развитие школьников находится в непосредственной зависимости от формирования у них активных познавательных интересов, способствующих проявлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Использование активных форм и методов работы способствует повышению интереса обучающихся к предметам, следовательно, и повышению мотивации обучения.
В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
  1. Тематические педагогические советы.

  2. Школьные методические объединения.

  3. Методические семинары.

  4. Работа  по темам самообразования;

  5. Открытые уроки, их анализ.

  6. Предметные недели.

  7. Информационно-методическое обслуживание учителей.

  8. Диагностика педагогического профессионализма и качества

образования.
  1. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

  2. Повышение квалификации, педагогического мастерства.

  3. Аттестация педагогических и руководящих работников.

  4. Участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие
Работа методических объединений
Каждое МО работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности прежде всего ориенти-ровалось на организацию методической помощи учителю.
В школе работает методическое объединение учителей начальных классов, которым руководит опытный учитель первой квалификационной категории Шереметова Светлана Михайловна
Методическая работа в начальной школе была направлена на повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет использования их в своей деятельности. Методическая работа должна содействовать формированию профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.
Методическое объединение учителей начальных классов в этом учебном году добивалось выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года, т.е. учителя старались создавать условия для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Это способствует развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.
МО учителей гуманитарного цикла – «Современные подходы к организации обучения гуманитарных предметов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения». Реализация   целей и задач МО гуманитарного цикла МКОУ СОШ № 6 в 2015 / 2016 уч. году осуществлялась согласно требованию государственных программ, велась на основе нормативно – правовых и распорядительных документов федерального уровня. Все учителя работали по программам, за основу которых взяты Программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ 5 – 11 классов. Реализация   целей и задач МО гуманитарного цикла МКОУ СОШ № 6 в 2015 / 2016 уч. году осуществлялась согласно требованию государственных программ, велась на основе нормативно – правовых и распорядительных документов федерального уровня. Все учителя работали по программам, за основу которых взяты Программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ 5 – 11 классов.
МО учителей естественно-математического цикла – «Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования».
Традиционным видом методической работы в школе остается проведение предметных недель. Эта форма работы используется в школе систематически. В 2015-2016 учебном году было  организовано и проведено две предметные недели (неделя предметов гуманитарного цикла, неделя предметов естественно- математического цикла). Необходимо отметить, что проведение предметных недель в этом году традиционно было нацелено не только на повышение познавательного интереса обучающихся к предмету, расширения кругозора обучающихся, но и на повышение профессионального мастерства членов педагогического коллектива. Овладение педагогами проектной деятельностью позволило провести конференцию ученических работ на должном уровне. Учащиеся 5-11 классов успешно защитили свои проекты перед аудиторией. Такая форма деятельности учащихся воспитывает в них самостоятельность и познавательный интерес к исследуемой проблеме.
Одной из приоритетных задач методической службы школы является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, направленных на повышение качества обучения, развитие мотивации школьников к учению. Основной акцент, в связи с научно-методической темы школы, делался на ФГОС, технологии деятельностного подхода, которые дополняют традиционные технологии обучения, личностно - ориентированное обучение.
Проведены открытые уроки: Урок мини-проект по информатике в 5 классе: «Преобразование информации путем рассуждений», «Кодирорвание, как изменение формы представления информации» (учитель Дьяченко И.В.», урок английского языка в 5 классе обобщения материала по теме «Животные в нашей жизни» (учитель Чкараули Г.А.), урок истории в 5 классе по теме «Религия Древнего Рима» (учитель Тагиева Н.В.), урок истории с использованием проектно-исследовательской деятельности в 9 классе «История коллективизации в Ставропольском крае» (учитель Пазенко Н.Г.).
При составлении планов открытых уроков использовались элементы технологий деятельностного подхода, проектной технологии, коммуникативных и компьютерных технологий. В результате открытых уроков создаётся база разработок электронных материалов.
100% педагогов школы владеют ИКТ- технологиями, активно применяют в образовательном процессе. Внедряют новые технологии: проектно- исследовательская, проблемно – диалогическая, педагогическая мастерская, кейс- технология, технология деятельностного и дифференцированного подхода в обучении и др.

Технология

Предмет

%

учителей использ.

эту технолог.

Результат использования

Проблемное обучение

начальные классы, история, химия,физика,обществознание, математика

59%

Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка

Исследователь-ские методы обучения

история, литература, физика, химия, технология, природоведение,

43%

Развитие исследовательских навы -ков, творческих способностей учащихся. Презентация результа- тов работы в виде рефератов, докладов, выступления на школьных конференциях.

Проектные методы обучения

технология, физика, химия, география, литература, информатика, история

экология

88%

Развитие качеств, необходимых современному человеку: творчес -кой активности, умений использо- вать знания в практической деятельности, коммуникативных навыков, умений работать с информацией, формулировать проблемы, находить пути их решения.

Коллективная система обуче ния (КСО)

Химия, начальные классы

29%

Повышение качества обученности на базе отработки стандартов образования.

Лекционно-семинарско-зачетная система

обществознание, история

6%

Технология игрового обуче ния:ролевых, деловых и др. видов обучаю -щих игр.

Начальные классы, история, ОБЖ, география, математика,

обществознание, физика, русский язык, литература

76%

Информацион-но-коммуни кационные технологии.

Начальные классы, физика, математика, география,

химия, русский язык, литература, история,

информатика

82 %

  1. Анализ внутришкольного контроля.

Цели: 
  • оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального  мастерства; 

  • взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствования педагогического процесса; 

Методы, которые были использованы в процессе контроля:
  • наблюдение; 

  • проверки; 

  • собеседования, индивидуальные беседы,

  • посещение уроков, внеклассных мероприятий; 

  • анкетирование. 

Основными элементами контроля явились:
  • Выполнение всеобуча; 

  • Состояние преподавания учебных предметов; 

  • Качество ЗУН учащихся; 

  • Ведение школьной документации; 

  • Выполнение учебных программ; 

  • Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации; 

  • Выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Итоги различных видов контроля рассматривались на заседаниях ПС, совещаниях при директоре, при завуче, на заседаниях ШМО учителей предметников.
        В течение года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы более 80% учителей. Небрежного оформления журналов нет, исправления оценок отдельные учителя допускают по неосторожности, т.е. нарушение инструкции по заполнению журналов происходит неумышленно. Проверка состояния тетрадей в течение учебного года показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы выполняются. Объем домашних заданий соответствует нормам.     
Анализ
воспитательной работы МКОУ СОШ №6
за 2015-2016 учебный год
В 2015-2016 учебном году воспитательная деятельность школы была направлена на осуществление последнего этапа воспитательной системы. Воспитательная деятельность в школе пять лет строилась согласно воспитательной системы школы «Школа здоровья», целью которой являлась гуманизация воспитательной деятельности путем внедрения здо-ровьесберегающих технологий, развития самоуправления, гражданско-патриотической и нравственно-эстетической деятельности.
Исходя из данной цели, были сформулированы и решались в течение года следующие задачи:
1. Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре.
2. Создание условий для развития детьми лидерских качеств через активизацию их позиции как соорганизаторов воспитательной деятельности, повышение творческой активности и мотивации к учебе.
3. Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, неравнодушия к своему коллективу, школе.
4. Способствование нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям накопленных поколениями. Воспитание потребности в культуре.
5. Социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм.
6. Оказание помощи детям из группы риска в корректировании своего поведения, восприятии норм человеческого общежития. Осуществление контроля детей с девиантным поведением.
7. Совершенствование работы в деятельности педагогического коллектива, создание здоровых творческих отношений между детьми, учителями и родителями.
На основе анализа воспитательной работы за прошлый учебный год, поставленной цели и выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы деятельности классных коллективов, план работы методического объединения классных руководителей.Воспитательная деятельность педагогического коллектива была построена на основе локальных актов, определяющих принципы воспитательной работы: Устава школы, включающего права и обязанности учащихся; воспитательной системы школы; положений о классном руководителе, о классном часе, о родительском собрании, родительском комитете, о Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних, об ученическом самоуправлении, о КТД, о летней трудовой практике и др.
Руководство воспитательным процессом осуществлялось заместителем директора по воспитательной работе Черненко Н.Т., педагогом-организатором Тагиевой Н.В., руководителем МО классных руководителей Пазенко Н.Г.
В школе работает музей, работа которого способствует формированию у учащихся гражданственности, патриотизма; расширяет кругозор знаний учащихся; воспитывает интерес к познанию истории прошлого родного края, села, школы.
Для функционирования спортивных секций имеется спортивный зал с тренажёрами и необходимым спортивным оборудованием. Практически все классные руководители имеют высшее образование.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе были созданы все условия для нормального функционирования воспитательной системыВсе классные руководители строили в течение года свою работу и согласно программы «Дорога здоровья» воспитательной системы школы «Школа здоровья», которая была разработана для каждого классного коллектива школы и включает в себя такие направления:
  1. Формирование нравственного здоровья школьников

  2. Формирование физического здоровья школьников

  3. Формирование психического здоровья школьников

  4. Содействие классного руководителя школьникам в социальной адаптации

  5. Информационная подготовка школьников в вопросах культуры здоровья

  6. Взаимодействие с семьями школьников

Работая по программе, классные руководители обращали внимание на создание психологической комфортности в коллективе учеников, условий для целенаправленного, системного развития ученика как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. При планировании учитывались творческая индивидуальность каждого ученика, интересы учащихся классного коллектива, способности учеников. Каждым классным руководителем ведётся таблица «Учёт интересов учащихся» и «Достижения класса».
Согласно плана воспитательной работы внеклассная деятельность в первом полугодии была организована следующими блоками: сентябрь – КТД «Малые олимпийские игры», октябрь — Экологические рейды «Посади дерево». «Сделай школьный двор чище», ноябрь - Месячник «Школа против наркотиков и СПИДа», декабрь – КТД «Новый год - 2016», январь – «В мире профессий», КТД «В кругу школьных друзей», февраль – Месячник героико-патриотического воспитания «Наша армия родная», март – акция «Толерантность – путь к миру», апрель – КТД «Семейные спортивные традиции», май – фестиваль «Салют, Победа!»
КТД «Малые олимпийские игры».
КТД проходило в течение сентября. Целью данного КТД являлась: приобщение учащихся к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, повышение двигательной активности учащихся и приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
КТД «Спортивные семейные традиции»
С целью пропаганды среди учащихся школы здорового образа жизни, развития интереса к занятиям физической культурой и спортом, по плану воспитательной работы на апрель 2016 года, в школе был проведён Месячник здоровья. В течение апреля было проведено КТД «Спортивные семейные традиции», которое было направлено на пропаганду здорового образа жизни в семье. В КТД приняли участие в спортивных состязаниях родители всех классов.
Развитие самоуправления
В планировании, организации и проведении классных и общешкольных мероприятий, наряду с классными руководителями, принимали участие и органы самоуправления. Начиная с 1 класса, учащимся прививаются навыки самоорганизации, самообслуживания и самоуправления. В классных коллективах организована работа в режиме звеньевого дежурства (неделя, декада, четверть). На классных собраниях происходит смена поручений, анализ и планирование работы на следующий период. Такая деятельность развивает у детей самостоятельность, воспитывает ответственность за общее дело, развивает индивидуальные качества в коллективе. В течение учебного года учащиеся школы периодически выходили на пришкольные участки с экологическими рейдами «Сделай школьный двор чище», «Посади дерево». В течение учебного года было проведено по несколько рейдов «Помощь пожилому человеку» учащимися 8-10 классов. В предыдущие годы эти акции совершались членами волонтёрского отряда «Рука в руке», но два последних года в школе нет волонтёров, а волонтёрская деятельность организуется Советом старшеклассников и осуществляется активами классов и классными коллективами.
Гражданско-патриотическое направление
С целью укрепления толерантности и профилактики экстремизма в детской среде в рамках проведения Дня солидарности в борьбе с терроризмом были проведены следующие мероприятия:
  1. Линейка памяти «Терроризму – нет!» для учащихся 1-10 классов.

  2. Классные часы для учащихся 1-4 классов на тему «Что такое терроризм?»

  3. Информационный час для учащихся 5-7 классов «Как себя вести при угрозе теракта»

  4. Час общения учащихся 8-10 классов «Зло и порочность террористической организации ИГИЛ».

В преддверии празднования Дня края 19 сентября 2015 года прошёл квест «Славься миром, моё Ставрополье!». С 21.01.2016г по 29.02.2016г. в школе прошёл Месячник «На страже мира и Отчизны», посвящённый Дню защитника Отечества. Все мероприятия месячника были направлены на решение следующей цели и задач: воспитание у молодежи чувства патриотизма, формирование навыков, необходимых будущему защитнику Отечества, пропаганда лучших примеров организации воспитания гражданственности подрастающего поколения на традициях отцов и дедов, привлечение к систематическим занятиям спортом.
были проведены следующие мероприятия:
  1. Тематические классные часы; экскурсии для учащихся начальных классов в музей школы «Наш односельчанин – Ганшин В.И.», для учащихся 9-10 классов «Афганистан болит в душе моей», «Лицо войны на семейных фотографиях» для учащихся 6-8 классов

  2. Уроки истории, приуроченные к 73 годовщине освобождения Ставропольского края от немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945годов; к 73 годовщине Битвы за Кавказ

  3. Конкурс рисунков и плакатов «Наша Армия родная» и боевых листков «Где служили наши папы».

  4. Оформлен стенд «На страже Отчизны»

  5. Военно-спортивный праздник «Рыцарский турнир» для учащихся 1-2, 3-4 классов; «Вперёд, мальчишки!» для учащихся 5-7 классов; «А ну-ка, парни!» для юношей 8-10 классов.

  6. Сбор материалов для проведения акций «Стена памяти», «Мы помним», «Бессмертный полк»

  7. Районный патриотический форум «Мы этой памяти верны», в котором команда старшеклассников заняла первое место в квесте и второе место в спортивных состязаниях.

Активное участие учащиеся школы приняли в праздновании Дня Победы в Великой Отечественной войне. В школе прошёл литературно-музыкальный фестиваль «Салют, Победа!», в котором приняли участие учащиеся всей школы. Учащиеся начального звена выступили с литературно-музыкальными композициями, среднего звена с инсценировками военных песен и старшего – инсценировки литературных произведений. Учащиеся школы приняли активное участие в мероприятиях сельского поселения: митинге, велопробеге, факельном шествии, акции «Бессмертный полк», акции «Георгиевская ленточка».
Дополнительная деятельность.
Работа по дополнительному образованию в течение года велась в системе единого воспитательно-образовательного процесса и была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учётом их индивидуальных особенностей.
С этой целью на начало года классными руководителями была проведена диагностика по выявлению интересов и склонностей учащихся.
Дополнительное образование в школе было направлено на решение целого комплекса задач, а именно:
  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

  • обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

В 1-5 классах в соответствии ФГОС организованы и проводились 14 кружков различной направленности.
Так, в первом классе все учащиеся посещали следующие дополнительные занятия: «Город мастеров», танцевальное «Неваляшки», которые проводили Ярошенко Н.В. и Коломийцева К.Г.
Во втором классе: «Превращение слов», «Умники и умницы» и вокальный «Домисолька», которые проводили Шереметова С.М. и Коломийцева К.Г.
В третьем классе учащиеся посещали: и «Умники и умницы» и вокальный «Домисолоька» под руководством Лисициной Е.А. и Коломийцевой К.Г.
В четвёртом классе дети получали дополнительное образование в кружках: «Умники и умницы», «Секреты гармонии», «Планета загадок», которыми руководила Чурилова О.В.
Общий охват внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии ФГОС составил 100%.
В 5 классе в соответствии ФГОС на начало учебного года были организованы 4 кружка различной направленности.
Пятиклассники посещали: вокальный кружок «Певунья», которым руководила Соловьёва Т.И., кружки «Я – ставрополец», «Юный журналист» (руководители Тагиева Н.В., Мырадова Л.А.) и секцию «Волейбол» (мальчики), руководителем которой являлся Скирда В.И.
В течение учебного года, благодаря деятельности кружков танцевального «Неваляшки» в 1 классе и вокального «Домисолька» во 2 и 3 классах, учащиеся этих классов приняли активное участие в концертах и праздниках школы (руководитель Коломийцева К.Г.).
Просветительской деятельностью занимались члены кружка «Юный журналист», который возглавляла Мырадова Л.А. Результатом их работы – выпуски ежемесячной школьной газеты «Меридиан». Статьи членов кружка публиковались в районной газете «Степновские вести».
Туристско - краеведческое направление представлял кружок «Я – ставрополец», руководителем которого являлась Тагиева Н.В. Работа кружка была направлена на сбор и обработку информации об историческом прошлом села, района, края; проведение экскурсий; выступление на классных часах, пополнение экспонатов школьного музея.
Спортивно – оздоровительное направление составляли 2 секции на базе школы – «Волейбол» и «Баскетбол». Руководителем секций являлся Сальников Ю.А. Имеются и результаты:
- 2 общекомандное место в спортивных состязаниях «Мы этой памяти верны»;
- 1 место «Встречная эстафета»;
- 2 место – «Волейбол» (юноши);
- 2 место – «Волейбол» (девушки);
- 3 место – мини-футбол и другие
Всего в кружках и секциях занимались 146 детей, что составляет 91% всех учащихся школы. Не были охвачены дополнительным образованием 14 человек (9%).
Охват дополнительным образованием

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

В школе

62,4 %

88%

88%

90%

91%

Вне школы

21,6 %

66%

58%

22%

34%

     Профилактическая работа.
Входеработыповыявлениюсемейгруппыриска,былавыявлена1 семья С начала учебного года на учёте как социально-опасная стояла одна семья, на конец учебного года – одна.Динамика изменения количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте представлена в таблице:

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

ВШУ

2

6

3

2

2

1

1

КДН

1

3

1

1

-

-

-

ОВД

1

2

-

-

-

-

-

Всего

2

6

3

2

2

1

1

Из таблицы видно, что количество детей «группы риска» на конец 2015-2016 учебного года осталась на том же уровне.  Работа по профилактике асоциального поведения и пропаганде ЗОЖ в нашей школе ведется комплексно.
На протяжении нескольких лет наша школа работает по воспитательной системе «Школа здоровья». Главными составляющими является: здоровье и ЗОЖ, нравственность, гражданственность, патриотизм, а также знания, умения, навыки безопасного взаимодействия с окружающей средой. Вот почему главными приоритетами для нас в работе с детьми является здоровье и безопасность учащихся. Работа в этом направлении традиционна и ведется систематически.
На классных часах и родительских собраниях, конференциях рассматриваются теоретические вопросы по данной теме. С детьми и родителями проводятся психологические тренинги и упражнения.
За несколько лет в школе сложилась система традиционных общешкольных мероприятий, которые помогают целенаправленно проводить профилактическую работу:
Месячник безопасности, здоровья и спорта (сентябрь)
Месячник «Школа против вредных привычек (ноябрь)
Месячник воинской славы (февраль)
Месячник здоровья (апрель)
Месячник памяти (май)
Неотъемлемой частью профилактической работы является диагностический компонент, реализующийся через ежегодные мониторинги здоровья, анкетирование учащихся, педагогов и родителей. В сентябре проведено добровольное тестирование учащихся 7 класса, в котором приняли участие 12 человек. Результаты тестирования – отрицательные.
Очень важным компонентом всей работы является социальное партнерство.
Вся работа по формированию культуры безопасности жизнедеятельности проводится в тесном взаимодействии со всеми структурами, обеспечивающими безопасность личности, общества, государства.Традиционными в школе стали родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей и профилактике асоциального поведения.
Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию в школе находится на достаточно хорошем уровне. Классными руководителями проводится большая работа в этом направлении, но необходимо активизовать работу школьного музея.
В течение учебного года проводилась работа Совета профилактики. Составлен список членов совета, в который вошли: заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, члены общешкольного родительского комитета, работник сельской амбулатории, представители казачества и инспектор ОДН ОВД, инспектор по охране прав детства, уполномоченный по правам ребёнка, классные руководители 9 и 10 классов. Совет профилактики работал по плану, утверждённому в начале учебного года директором школы. Были проведены девять рабочих заседаний, на которых были рассмотрены персональные дела учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов в количестве 45 человек.
В течение полугодия была обновлена информация на стенде «Подросток и закон».
На общешкольном родительском собрании и собрании старшеклассников родители и учащиеся были информированы о законе 52-кз «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних», правилами поведения в школе.
На протяжении нескольких лет в школе реализуется «Программа профилактики наркомании». В рамках этой программы проводятся акции по профилактике наркомании у подростков с целью формирования антинаркотических установок и изменения отношения учащихся к психоактивным веществам, а также с целью пропаганды здорового образа жизни. В рамках этой программы был составлен план проведения мероприятий Месячника «Школа против наркотиков и СПИДа».
Работа с родителями.
Педагогический коллектив школы постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями учеников на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и педколлектива школы;
- ответственность родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Данные о социальном составе семей за последние четыре года представлены в таблице:

Статус семьи/ребёнка

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Средняя наполняемость классов

17

17

13

18

17

Многодетных семей

38

23

31

36

52

Неполных семей

30

33

26

26

15

Малоимущих семей

6

18

22

30

42

Детей-инвалидов

2

2

3

4

4

Опекаемых детей

2

3

3

2

1

В ходе изучения социального состава семей за пять лет было выявлено:
- увеличение количества многодетных семей на протяжении трёх лет;
- уменьшение числа неполных семей;
- рост числа малоимущих семей на протяжении всех пяти лет;
- уменьшение числа опекаемых детей, но наличие в школе семей, оформивших временное опекунство
В течение года на родительских собраниях классов, на общешкольных родительских конференциях, на консультациях администрации школы, классных руководителей с целью передачи психолого-педагогических знаний велась работа по вопросам коррекции отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях. Беседы проводились по различной тематике: об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребёнка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья. В рамках реализации мероприятий по выполнению Закона Ставропольского края № 94-кз от 11.11.2010г. «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства» проведена разъяснительная работа на классных родительских собраниях, родительской конференции.
Результативность работы школы в мероприятиях различного уровня:
В 2015-2016 учебном году учащиеся школы приняли результативное участие в следующих конкурсах:
  1. Конкурс видеороликов по ПДД (рук. Тагиева Н.В.) – 1 место

  2. Муниципальный этап конкурса «Наследники Победы» - 3 место – Семёнов Роман (рук. Черненко Н.Т.)

  3. Слёт Отечество – исследовательская работа «Моё село в период коллективизации» Лобанов П. – 1 место (рук. Пазенко Н.Г.), конкурс фотографий – Дижевский А. – 1 место (рук. Черненко Н.Т.), конкурс сочинений – Тагиднева А. - 3 место (рук. Мырадова Л.А.)

  4. Районный конкурс «Лидер» - отмечен Луганский К. (рук. Тагиева Н.В.).

  5. Патриотический форум «Мы этой памяти верны»: - 1 место – квест (рук. Черненко Н.Т.), 2 место – спортивные состязания (рук. Сальников Ю.А.)

  6. Слёт УПБ: выставка ДПИ – 1 место (рук. Черненко Н.Т.).

  7. Муниципальный этап соревнований по волейболу девушек – 2 место (рук. Скирда В.И.)

  8. Муниципальный этап соревнований по волейболу юношей – 2 место (рук. Скирда В.И.)

  9. Конкурс ЮИД: - общекомандное 1 место (рук. Тагиева Н.В.) и другие

Сохранение и укрепление здоровья школьников.
В условиях перехода на новые стандарты особые требования предъявляются к вопросам создания здоровьесберегающей среды. Актуальность данного вопроса подчеркивается на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание условиям сохранения здоровья уделяет Роспотребнадзор при приемке школ к началу учебного года.
  1. Формированию здорового образа жизни способствует созданная в школе спортивная инфраструктура. За этот год отремонтирован спортивный зал : ремонт системы отопления, заменены оконные блоки, отремонтировано освещение, сделан косметический ремонт, приобретено спортивное оборудование. В школе имеется спортивная площадка. В школе сохранились традиции проведения спортивно-массовых мероприятий. В течение года учащиеся нашей школы приняли участие в соревнованиях по видам спорта: баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы. В муниципальном этапе соревнований по волейболу девушки заняли 2 место (рук. Скирда В.И.), в муниципальном этапе соревнований по волейболу юноши заняли 2 место (рук. Скирда В.И.)

Работа спортивных секций, проведение большого количества школьных спортивно-массовых мероприятий, участие школы во Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», позволило широко привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Всего в течение учебного года в этих мероприятиях было задействовано более 80% ребят на школьном этапе. Это, безусловно, большой охват учащихся спортивно-массовыми мероприятиями. Нам нельзя останавливаться на достигнутом, тем более, что кадровые и материально-технические условия для этого в школе имеются.
Еще одним направлением по сохранению и укреплению здоровья школьников является участие школы в апробации механизмов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В соревнованиях приняли участие учащиеся нашей школы. Мы будем продолжать эту работу.
Одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся и эффективности их обучения является организация рационального питания.
В нашей школе организовано двухразовое горячее питание учащихся.
Пищу готовят на пищеблоке ИП Ермышкина. В новом учебном 2016 -2017 учебном году в СОШ №6 планируется приобретение необходимого технологического оборудования. Охват питанием составил
Говоря о дополнительном образовании и воспитании, нельзя не сказать об организации летнего отдыха и занятости детей.
Приоритетными направлениями оздоровительной кампании стали: максимальный охват детей отдыхом, оздоровлением, соблюдение режима, создание в каждом лагере благоприятных и безопасных условий для отдыха детей, качественного питания детей при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
В школе в текущем году сохранен охват детей летним отдыхом на уровне прошлого года – 65 детей. В лагере отдыха отдых детей был организован в два потока, Было разработано единое для всех пришкольных лагерей 10-дневное меню. Дети получали полноценное разнообразное питание с обязательным включением в меню фруктов, овощей и натуральных соков. Норма питания и расхода продуктов производилась из расчёта 100 рублей в день на ребёнка (двухразовое питание).
Традиционно, ежегодно к работе в пришкольный лагерь привлекались и активно работали с детьми сотрудники ГИБДД, детской библиотеки, учреждения культуры. Организация воспитательной работы с детьми осуществлялась в соответствии с программой школы на лето, планом мероприятий на поток и каждый день.
Школа в работе по организации летней оздоровительной кампании взаимодействует с государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Степновский центр социального обслуживания населения». Через данное учреждение летом 2016 года были реализованы бесплатные путевки в загородные оздоровительные лагеря и санатории края в количестве 3 путевок против 2 путевок в 2015 году.
Охват детей летним трудом и отдыхом в летнюю оздоровительную кампанию 2016 года составил 98,7% против 98,2% в 2015 году.
В предстоящем учебном году необходимо продолжить работу по качественному проведению летней оздоровительной кампании, увеличив процент охвата детей организованным трудом и отдыхом.
ВЫВОДЫ И ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
  1. В основном поставленные задачи на 2015-16 учебный год были выполнены. Учебные программы пройдены по всем предметам.

  2. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь учителям. Повысился профессиональный и образовательный уровень педагогического коллектива. Тематика заседаний МО и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, возросло число учителей, участвующих в инновационных процессах.

Работу над методической проблемой школы следует признать удовлетворительной.
Однако наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются недостатки:
  1. Остаётся невысоким показатель работы с одаренными детьми.

  2. Не удалось достигнуть системного подхода к выявлению владениями педагогами школы ключевыми педагогическими компетентностями.

  3. Равнодушие некоторых педагогов к росту своей профессиональной компетентности.

  4. Малоэффективность работы всего педколлектива по повышению мотивации школьников к учению, по развитию креативных способностей учащихся.

  5. Не разработана форма учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.

Перспективы развития школы
и направления деятельности на 2016-17 учебный год:
  1. Реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов в 5-6 классах.

    1. Повышение качества знаний обучающихся за счёт освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребёнка.

    2. Осуществлять работу по поддержке одарённых и мотивированных детей через вовлечение их во все виды урочной и внеурочной деятельности.

    3. Совершенствование форм и методов работы со слабоуспевающими учащимися.

    4. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования и введения ФГОС второго поколения. Повышение качества и доступности образования на всех уровнях обучения.

    5. Создание условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов.

    6. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников на основе использования инновационных образовательных технологий и обновления содержания образования.

    7. В работе МО акцентировать внимание на развитии умений планирования урока на деятельностной основе, навыков анализа и самоконтроля, развитии мотивации школьников к учебным предметам.

  1. организовать работу с лидерами ученического школьного самоуправления и учебу классного актива;

  2. чаще привлекать учащихся средней ступени к проведению общешкольных мероприятий;

  3. включать учащихся в социальные проекты и акции;

  4. организовать действенную работу объединений;

  5. продолжить работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.